class="post-template-default single single-post postid-25941 single-format-standard lazy-enabled">
Главная / Государство / Эксперты назвали главные протестные риски для власти на ближайшие годы

Эксперты назвали главные протестные риски для власти на ближайшие годы

Эксперты назвали главные протестные риски для власти на ближайшие годы

Эксперты назвали главные протестные риски для власти на ближайшие годы
В 2018–2019 годах в России маловероятны политические протесты, считают в «Минченко консалтинг». В то же время растут риски выступлений из-за экологических проблем, платных дорог, парковок и обмана дольщиков
Сторонники Алексея Навального на митинге 7 октября 2017 года (Фото: Антон Сергиенко / РБК)

​​Протесты не из-за Путина

В ближайшее время не стоит ждать связанных с результатами президентских выборов массовых протестов. Об этом говорится в докладе «Источники и риски протестной активности в 2018 году» холдинга «Минченко консалтинг» (есть у РБК).

Эксперты объясняют свой вывод высоким рейтингом Владимира Путина, который кооптируется в рейтинги региональных властей и президентских назначенцев. Снижает риски и наличие регистрационных фильтров на выборах, из-за которого критики власти не могут в нее попасть. Другой фактор, снижающий вероятность политических протестов, — идеологический и технологический кризис оппозиционных партий.

Однако в регионах возможны стихийные локальные протесты, которые «могут стать критичными для федеральной власти, поскольку постоянная апелляция к Путину имеет ограниченную масштабируемость», уточняют эксперты холдинга. «Президент не в состоянии затыкать все возникающие проблемы», — отмечают они. При этом возрастающее число таких протестов может в итоге отразиться на рейтинге президента, говорится в докладе.

Исследование «Минченко консалтинг» базируется на результатах фокус-групп, проведенных более чем в 20 регионах, и более чем на 200 экспертных интервью с представителями региональных элит. Авторами доклада являются политологи Евгений Минченко, Кирилл Петров, Роман Чалый (при участии Сергея Толмачева).

Где ждать протестов

Самыми распространенными причинами протестов будут проблемы с экологией, выступления обманутых дольщиков и вкладчиков, а также чрезвычайные ситуации и техногенные катастрофы, говорится в докладе. В будущем протестная повестка может расшириться из-за возможного проведения непопулярных реформ (новые налоги, повышение пенсионного возраста, пересмотр льгот и т.п.).

Наиболее рискованным шагом для власти эксперты считают повышение налога на доходы физических лиц параллельно с масштабными программами поддержки крупного бизнеса в связи с санкциями Запада. Другие возможные факторы протестов — дополнительные ограничения для населения (платные парковки и дороги, автоматические системы сбора штрафов) и экспансия федеральных элитных групп на сложившиеся рынки (сбор и переработка мусора, ЖКХ, жилищное строительство и т.д.).

Серьезнейший протестный потенциал эксперты видят в экологической сфере (проблемы с вывозом мусора, промышленные выбросы, качество атмосферного воздуха, качество питьевой воды, строительство промышленных объектов и т.п.). Экологическая проблематика оказывает сильное эмоциональное воздействие, поскольку здоровье и дети остаются базовыми универсальными ценностями, подчеркивается в докладе. По мнению «Минченко консалтинг», вокруг экологии имеется отработанная схема запуска протеста и его монетизации. Экологический протест также не требует централизованного лидерства и удобен для манипулирования извне со стороны других государств, политических оппонентов, бизнес-интересантов. Ситуацию усугубляет плохое информирование населения в области экологии.

Другую проблему — обманутых дольщиков — эксперты сочли недооцененнной. В докладе говорится о кратном занижении официальной правительственной статистики и близкой к взрывоопасной ситуации в ряде городов, например Краснодаре.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Еще одним риском эксперты называют проблему обманутых банковских вкладчиков, она становится актуальной в связи с укрупнением игроков финансового рынка и снижением стабильности в экономике. В 2017 году прошли масштабные протесты вкладчиков Татфондбанка. Протестующие продемонстрировали высокий уровень самоорганизации: несколько сот человек окружили здание правительства Татарстана в течение получаса после публикации призыва в группе в Telegram.

Риск номер четыре — техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации. Этот риск остается наименее предсказуемым и требующим моментального реагирования, указывается в докладе. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф зачастую являются структурными, сформировавшимися за десятилетия практик администрирования, пренебрегающих проблемой безопасности, а также из-за ветшающей советской инфраструктуры и недофинансирования надзорных структур. Рисков добавляет и противоречивое законодательство, которое подталкивает бизнес к выполнению одних требований в ущерб другим (например, противоречие противопожарных и антитеррористических мер). Все это показала трагедия в кемеровском торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня», где при пожаре погибли 64 человека, 41 из них — дети, напоминают эксперты.

«А мэр-то где?»: пять вопросов о трагедии в Кемерово
Политика

Ситуацию усугубляют проблемы власти с распространением оперативной информации в случае возникновения ЧС, из-за чего люди теряют доверие к официальным источникам и верят слухам. Протест стимулирует и непрофессиональное вмешательство со стороны политиков, без четкого плана действий, но с невыполнимыми обещаниями либо отстранение политического руководства от ситуации. В таких случаях протест быстро радикализируется, считают эксперты.

Перечисленные темы протестов лежат на поверхности, прокомментировал РБК социолог Левада-центра Денис Волков. Любая массовая проблема может стать темой для волнений, если она не решается, полагает он. Эксперт согласен с тем, что для общероссийских политических протестов в России нет предпосылок, которые существовали в 2011–2012 годы, а легитимность власти выше. Поэтому ждать локальных протестов можно именно по конкретным социальным проблемам.

Сложность в прогнозировании волнений связана с тем, что «архитектором протестной повестки» выступают не объективные тенденции и действия оппозиции, а неудачные шаги власти, как это было в Кемерово, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Политолог уверен, что социальные темы волнений часто являются поводом протестов, а причины кроются в напряженных отношениях граждан с властью.

Протестную активность в России также исследует Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР). Согласно последнему исследованию ЦЭПР, в третьем квартале 2017 года количество политических, социально-экономических и трудовых протестов выросло до 445 акций (почти на две трети по сравнению с началом прошлого года). Эксперты ЦЭПРа делят протесты на политические, социально-экономические и трудовые. В третьем квартале, как и в двух предыдущих, больше всего было социально-экономических протестов — 312.

Проблемы с диалогом

По мнению экспертов «Минченко консалтинг», вызывающие возмущения у народа надзорные полномочия чаще всего находятся у федеральных органов власти (экологический, строительный надзор, пожарная безопасность), информация о реальном положении дел у муниципальных властей, и претензии протестующих адресуются региональной власти. В итоге центр переводит решение проблем на уровни ниже — например, заставляет регионы и местные власти сделать «дорожную карту» по решению проблемы «дольщиков», при этом не отдавая им новые полномочия. И, напротив, при суперцентрализации контроля разрешение наиболее спорных вопросов происходит с помощью президента, который лично составляет список полигонов ТБО под закрытие.

Свобода свалки: как решить мусорную проблему в Подмосковье
Мнение

Проблемы в коммуникациях власти с гражданами в докладе объясняется все большим распространением непрямых выборов. Назначенцы не являются сильными коммуникаторами и не пользуются поддержкой граждан. К примеру назначаемые врио губернаторов в большинстве своем не имеют публичного политического опыта.

Среди причин проблем в коммуникации в докладе упомянуты также дефицит эмпатии, разрыв в уровне жизни между основными группами населения и элитой, ошибочная оценка социальной структуры общества.

Основные варианты реакции власти на протесты, согласно докладу, сейчас следующие: обвинения в адрес активных участников в стоящих за ними «темных силах»; «попытка идти на поводу»; силовое давление на лидеров; финансовые вливания. Однако наиболее эффективным в докладе называется сценарий включения лидеров протестов в форматы решения проблем, подключение к диалогу региональных общественных палат и Думы.

Для предотвращения протестных рисков эксперты предлагают властям проанализировать основные их причины, заранее изучить внутриэлитные расколы, учесть новую информационную реальность (соцсети как точки самоорганизации протестных групп и т.п.), обучить чиновников оперативной коммуникации и даже создать экологическое движение без политической окраски, которое переведет протесты в конструктивное русло.

Власть, конечно, и сейчас ищет возможность купирования проблем на начальной стадии через правильно выстроенную коммуникацию, отметил в разговоре с РБК политолог Константин Калачев. Но эти навыки не так просто развивать с помощью тренингов для будущих руководителей, лучший способ — реальный опыт публичности, считает политолог. По его мнению, в российской политике «реальной публичности» пока нет, а есть «импровизация отчаяния» — к примеру, желание встать перед толпой на колени, как это сделал врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев после пожара в ТЦ «Зимняя вишня».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/13/04/2018/5acf561e9a7947516c1bfbc8?from=main

Источник: newsland.com

Смотрите также

В Кишиневе церкви впервые не удалось сорвать ЛГБТ-марш

Участники ЛГБТмарша (лесбиянок, геев, трансгендеров и бисексуалов) в Кишиневе впервые в истории Молдавии сумели пройти …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *